• Автодороги Автодороги
  • Временные дороги Временные дороги
  • Газопроводы Газопроводы
  • Гражданское строительство Гражданское строительство
  • Дачи и ландшафт Дачи и ландшафт
  • Железные дороги Железные дороги
  • Кустовые площадки Кустовые площадки
  • Месторождения Месторождения
  • Мосты Мосты
  • Нефтепроводы Нефтепроводы
  • Полигоны ТБО Полигоны ТБО
  • Сварка и оборудование Сварка и оборудование
  • Укрепление берегов и насыпей Укрепление берегов и насыпей

Главная  |  Статьи  |  Применение геосинтетики при строительстве аэродромов

Применение геосинтетики при строительстве аэродромов

25.02.2014
Применение геосинтетики при строительстве аэродромов
Строительство аэродромов
Проектирование и строительство аэродромов
Проектирование терминалов, аэропортов
Строительство взлетно-посадочных полос аэродромов, применение геосинтетических материалов
Строительство аэродромов, применение георешетки, геосетки, геотекстиля
Применение геосинтетики при строительстве аэродромов, аэропортов

Геосинтетические материалы прочно вошли в строительную отрасль. И если раньше они применялись лишь в соответствии с соображениями строительных инженеров, то сегодня нормы проектирования строящихся, реконструируемых или расширяемых объектов строго регламентируются соответствующими сводами правил. Это касается и аэродромов (вертодромов).

Основным документом, регламентирующим применение геотекстиля при строительстве/реконструкции аэродромов, является СП 121.13330.2012 . Зная свойства используемых геосинтетических материалов, легко можно заключить, какие требования новой редакции свода правил могут быть выполнены, а какие нет.

Армирование асфальтобетона

Вопросам армирования асфальтобетонных покрытий уже уделялось достаточно много внимания. Однако прогресс не стоит на месте: со временем на рынок приходят новые геосинтетические материалы, имеющие некоторые отличия от применяемых. Одним из таких материалов является высокомодульный полиэфир.

Как показывает практика, геосетка из высокомодульного полиэфира превосходит по деформационным характеристикам большинство других современных геосинтетиков, однако проигрывает им по прочностным показателям. Однако на деле это не имеет такого уж существенного значения, как может показаться на первый взгляд. Об этом говорят и многочисленные исследования, в ходе которых выяснилось, что материалы более жёсткие (такие как, к примеру, поливинилалкоголь или стекловолокно) не имеют таких уж явных преимуществ в сравнении с теми же геосетками из полиэфирных нитей. Повышенная жёсткость геосинтетического материала вовсе не гарантирует его совместной работы с асфальтобетоном. Так при абсолютно одинаковых условиях стеклосетка, обладающая той же прочностью, что и полиэфир, увеличивает прочность асфальтобетонного покрытия всего на 25%, в то время как армирование геосеткой из полиэфирных нитей увеличивает его на 50%. Как видим, такого уж явного увеличения прочности при использовании более жёсткого стекловолокна не происходит. Из этого можно заключить, что использование более устойчивого к деформациям материала не приносит асфальтобетонному покрытию каких-либо явных преимуществ.

Стоит отметить, что композитный материал оснащён специальной перфорированной подложкой, в значительной степени облегчающей процесс укладки, а также приводящей к дополнительному склеиванию между собой слоёв асфальтобетона.

Защита мест примыканий

В соответствии со сводом правил, примыкающая к взлётно-посадочной полосе часть лётного поля в обязательном порядке должна быть усилена для сопротивления действию газовоздушных струй самолётных двигателей. Кроме того, она должна быть укреплена, чтобы быть в состоянии выдерживать нагрузку от случайно выкатившегося на неё тяжёлого самолёта. Для этих целей идеально подходит объемная георешетка. Она одновременно выполняет и укрепляющую функцию, и функцию обеспечения защиты от эрозии.

Георешетка — это прочное водонепроницаемое полотно модульной структуры, образуемое путём соединения множества фрагментов в единое целое посредством замковых креплений. Данный дорожно-строительный материал часто используется для защиты газонного слоя от эрозии и эксплуатационных повреждений вследствие приложенных к нему механических нагрузок. Прочность георешетки настолько высока, что при условии нахождения под ней прочного основания, она может выдержать как статическую, так и динамическую нагрузку от находящегося сверху воздушного транспорта III и IV классов.

Защита от эрозии

С целью защиты грунта от эрозии и воздействующих на него аэродинамических нагрузок, СП 121.13330.2012 рекомендует обустраивать качественный дерновый покров. При этом к прочности такого покрова не предъявляются какие-либо сверхъестественные требования. Для соответствия своду правил достаточно соблюдать прочность, аналогичную плотному посеву трав, то есть порядка 150-300 побегов на 400 см2. В этом могут помочь объёмные противоэрозионные геоматы. За счёт своей объёмной структуры, это полимерное полотно надёжно удерживает корневую систему дёрна, который, в свою очередь, является надёжной защитой почвы от эрозии.

Разделяющие и капилляропрерывающие прослойки

Согласно СП, при организации искусственных оснований из различных крупнозернистых материалов, настилаемых на грунты глинистого типа, в обязательном порядке должен быть образован надёжный разделяющий слой. Это необходимо для того, чтобы грунт основания не смешивался с крупнозернистым материалом при увлажнении. Такую прослойку также часто называют противозаливающей, и на её роль отлично подходит термоскрепленный или иглопробивной геотекстиль.

Нетканый геотекстиль часто применяется и для организации капилляропрерывающих прослоек. За счёт своей структуры этот геосинтетик препятствует капиллярному подтоку воды снизу вверх, а также предотвращает поступление влаги в рабочую зону под воздействием мороза.

Сдвигоустойчивость

Как известно, одним из слабых мест аэродромных полос является сдвигоустойчивость верхнего слоя относительно основания. Из-за неравномерного соотношения возникающих тут и там касательных напряжений, со временем в асфальтобетонном слое появляются небольшие сдвиги. Активней всего этот процесс можно наблюдать в месте контакта основной площадки с балластной призмой. Чем большей нагрузке подвергается асфальтобетонное покрытие, тем большее количество остаточных деформаций оно накапливает. Добавьте к этому фактору ещё и регулярное увлажнение атмосферными осадками, и сразу же станет ясно, каким образом в покрытии образуются балластные мешки и ложа. Воспрепятствовать этому помогают геосинтетические материалы с решетчатой структурой. Будучи уложенными на границе «песок-щебень» в качестве разделительной прослойки, они будут гарантировать надёжную сдвигоустойчивость на протяжении длительного периода. Что касается контакта «основание-щебень», то здесь лучше подойдут геосетки из нетканого геотекстиля.

Отвод грунтовых вод

Ещё одно требование свода правил № 121.13330.2012 касается строгого регулирования влажности. Так если аэродром размещается на территории земли с гидрогеологическими условиями II типа, а грунтовое основание представлено глиной, пылеватыми супесями, суглинками и другими недренирующими грунтами, в обязательном порядке необходимо озаботиться организацией дренирующих слоёв из специальных геосинтетических материалов. Конечно, можно обойтись и природными материалами с коэффициентом фильтрации 7 м/сутки и выше (щебёночная смесь, песок), однако со временем их коэффициент фильтрации будет постепенно снижаться.

Лучше всего для организации дренажа подходит дренажный геокомпозит. Существует два вида этого материала, отличающиеся дренажным ядром. В одном случае это полипропиленовый геомат, а в другом — экструдированная полимерная георешетка. Применение этих геосинтетических материалов обеспечивает быстрый отток воды, предотвращая её задержку и замерзание внутри аэродромной одежды.

Заключение

Как видим, геосинтетика нашла широкое применение в аэродромном строительстве. Как в старой, так и в новой редакции сводов правил существует множество пунктов, которые без труда могут быть удовлетворены характеристиками современных геосинтетических материалов.


Возврат к списку





Создание и продвижение сайта: «Веб Гармония»
Контакты +7 (3462) 90-00-99
+7 (3462) 96-00-99

г. Сургут, Нефтеюганское шоссе, 46/3
2016 © «ГеоСинТекс»