Современные методики борьбы с колейностью автомобильных дорог
24.01.2014
Колейность автодорог – один из самых распространённых дефектов дорожного полотна в России. Продольные полосы на асфальте достигают глубины от 160-200 мм. до десятка сантиметров и могут обладать протяжённостью во много километров. Вдавленные колеи на дороге не всегда заметны для водителей и часто приводят к аварийным ситуациям, а также замедлению автомобильного движения по трассе. Наличие колей большой глубины осложняет проезд легковых машин низкой посадки, а также способствует ускоренному разрушению асфальтового покрытия.
Причины колейности
Согласно данным статистики, лишь в 20% всех случаев причиной образования колей становится дефект асфальтобетонного слоя. В остальных 80% случаев речь идёт о недостаточно прочной и устойчивой конструкции дорожных одежд в целом, включая грунтовую основу.
Большинство отечественных дорог, уложенных в 1980-1890-х годах, имеют максимальную грузоподъёмность в 6 тонн, что в два раза ниже показателей, необходимых для современных автотрасс. Из-за прохождения крупнотоннажной техники и машин на шипованной резине слабое основание старых магистралей деформируется и разрушается, из-за чего ежегодный сезонный ремонт покрытия оказывается неэффективным, а явление колейности становится всё более выраженным.
Внутренней причиной разрушения дорожных одежд, созданных без применения современных технологий, является неравномерное распределение нагрузки при прохождении транспортного потока. Значительно повысить стабильность и долговечность дорожного покрытия помогают инновационные дорожно-строительные материалы из полимеров, появившиеся на российском рынке в 2000-х годах. В частности, для устранения колейности автотрасс используются дорожные геосетки – прочный синтетический материал для дорожного строительства, популярный в Европе и скандинавских странах.
Геосинтетика для борьбы с колейностью
Как доказывают последние исследования в сфере дорожного строительства, наиболее эффективной методикой для укрепления дорожных одежд является создание в толще покрытия специальных армирующих слоёв, обеспечивающих равномерное распределение нагрузок и дополнительную упругость асфальтового покрытия. Геосинтетические материалы, применяющиеся в современном строительстве и ремонте дорог, просты в монтаже и не требуют применения спецтехники для укладки. Создание защитных, армирующих и разделительных мембран из таких материалов, как геотекстиль и георешётки, позволяет предотвратить деформацию грунтовой основы автотрассы и придать максимальную прочность и износостойкость дорожным одеждам.
Для борьбы с колейностью на дорогах применяется полиэфирная геосетка – рулонный синтетический материал небольшой толщины, обладающий мелкосетчатой структурой и дополнительно защищённый битумной пропиткой. Применение геосетки не требует больших временных и финансовых затрат, однако позволяет значительно увеличить срок межремонтной эксплуатации автодороги и предотвратить появление дефектов покрытия (колейность, выбоины, проседание асфальта).
Преимущества применения геосеток
Срок службы асфальтовых автотрасс, армированных геосеткой, увеличивается в 2-3 раза по сравнению с магистралями, построенными с применением традиционных материалов;
Возможность сократить количество слоёв асфальтобетона без ущерба качеству покрытия;
Улучшенная адгезия между слоями асфальта при применении геосетки в качестве прослойки;
Равномерное распределение напряжений при растяжении асфальтового слоя, увеличение прочности дорожных одежд на изгиб.
Как отмечают специалисты в области дорожного строительства, применение геосеток для прокладки новых автотрасс имеет широкий спектр преимуществ и ведёт к значительному снижению расходов на эксплуатацию автодороги. Благодаря своей экологической безопасности и долговечности, геосетки являются одним из самых экономически выгодных армирующих материалов для дорожного строительства, позволяют эффективно бороться с колейностью и значительно повысить качество и безопасность новых магистралей.