Весенние паводки каждый год причиняют объектам ОАО «РЖД» ущерб, исчисляемый сотнями миллионов рублей. Особенно часты наводнения на участках Московской железной дороги, Октябрьской и Западно-Сибирской магистралей. Ежегодно повторяющееся подтопление этих оживлённых транспортных путей заставило специалистов “Российских Железных Дорог” искать инновационные технологические решения и задействовать в строительстве новых путей такие современные материалы, как геотекстиль.
На данный момент политика ОАО «РЖД» в отношении борьбы с паводками ограничивается наблюдением за аварийными объектами и сезонным ремонтом размытых водой участков путей. Однако, даже при помощи новейших методов геозондирования предсказать возможные разрушения грунта при наводнении невозможно. Как отмечают эксперты, проблему паводков необходимо решать еще на уровне прокладки железнодорожного полотна. Предотвратить сильное повреждение насыпей под влиянием воды возможно за счёт применения геотекстиля. Нетканый синтетический материал отличается долговечностью, прост в применении и придаёт грунту дополнительную прочность.
Геотекстиль впервые использовался для создания одной из транспортных линий «РЖД» в рамках исследовательского проекта, осуществлённого сотрудниками ЦНИИСа Минтранстроя в 1985 году. Оригинальная технология строительства подразумевала возведение насыпей из грунта, каждая порция которого была заключена в геотекстильную оболочку. Как показал опыт, укладка дорожного полотна из подобных земляных капсул занимает меньший срок и обходится значительно дешевле, чем классическая технология, требующая привоза дренирующих грунтов. Однако, введение нового метода строительства было отложено в связи с отсутствием возможности раскраивать геотекстильное полотно, называемое в те времена "дорнит", непосредственно на месте работ.
В условиях современной промышленности создать полотнища необходимых размеров можно уже на этапе производства. Как правило, длина рулона равна длине сегмента железнодорожного полотна, а ширина подбирается в зависимости от размера заполненной грунтом “обоймы”. Края нетканого полотна укрепляются тонкостенными трубами, а само полотнище крепится к монтажному рельсовому элементу. Готовые звенья будущего железнодорожного полотна доставляются на место работ на путеукладочном поезде, оснащённом грузовыми платформами. Продуманная технология обеспечивает не только создание укреплённых насыпей, соответствующих самым высоким стандартам безопасности, но и значительную экономию средств и ресурсов. Строительные элементы из геотекстиля и рельсовых звеньев перевозятся без привлечения автомобильного транспорта, а также не требуют организации промежуточного хранения материалов.
По сообщениям официальных представителей ОАО «РЖД», земляные работы с использованием геотекстиля планируется начать на участке Октябрьской железной дороги. Согласно действующим строительным правилам, нормам и СНиПам, перед масштабным введением новой технологии в строительство необходимо провести ряд испытаний и исследований, а также уточнить требуемые параметры прокладки железнодорожного полотна. Предполагается, что применение геотекстиля будет также представлять большой интерес для специалистов МЧС России, занимающихся возведением гидроизоляционных сооружений во время наводнений.