Профессия стропальщика (от слова «строповка» — обвязка) широко востребована в ж/д и портовых грузовых терминалах, в строительстве, промышленности. В целом, она нужна везде, где используется грузоподъемное оборудование и существует необходимость в качественном закреплении грузов при помощи стропов. Работа эта достаточно ответственная, ведь от добросовестности её выполнения зависит не только сохранность перемещаемого груза, но и безопасность людей. В связи с этим для допуска к работе стропальщику необходимо получить соответствующее удостоверение, предварительно пройдя полноценный курс подготовки и сдав экзамен. Но даже это не гарантирует на 100% надёжность закрепления грузов при помощи канатов и стропов. Большую ценность в данной профессии имеет опыт. Чем больше рабочий стаж стропальщика, тем выше его уровень обращения с грузоподъемным оборудованием, а вместе с ним и безопасность выполняемых им такелажных работ.
Как вы уже поняли, манипуляции по строповке лучше поручить профессионалу, особенно если груз представляет для вас повышенную ценность. Однако зачастую приходится сталкиваться с ситуациями, когда необходимо разово переместить небольшой объём строительных материалов или какой-либо конструктивный элемент. К примеру, на дачный участок привезли кирпич и его необходимо выгрузить из кузова грузовика, или же вам необходимо уложить в канаву трубу либо установить несколько заборных секций. В таких случаях нанимать профессионала попросту нецелесообразно: его услуги стоят дорого, да и когда точно прибудет груз далеко не всегда известно. Именно в таких ситуациях вам пригодятся базовые знания в области строповки.
Классификация грузов
Прежде чем перейти к практической части, хотелось бы остановиться на классификации грузов, так как данный аспект имеет большое значение при строповке. Грузы классифицируются по трём основным параметрам:
тип;
габариты;
масса.
По массе грузы делятся на лёгкие (менее 250 кг) тяжёлые (от 250 кг до 50 000 кг) и сверхтяжёлые (от 50 000 кг и выше). По габаритам — на стандартные и негабаритные. Тип указывает на агрегатное состояние (твёрдый, жидкий, газообразный) фракционность и метод фасовки груза (баллоны, упаковки или россыпью).
Масса перемещаемого груза
Чтобы рассчитать общую массу груза, необходимо обратиться к его сопроводительной документации, после чего умножить массу одной единицы на их количество в транспортируемой связке. Если сопроводительная документация отсутствует, её можно найти на официальном сайте производителя или же запросить по телефону. Запрещается задействовать грузоподъёмное оборудование, не зная точной массы перемещаемого груза. Настоятельно не рекомендуется также пытаться переместить так называемый «мёртвый груз», когда он примёрз к земле, вкопан или зафиксирован каким-либо другим образом.
Выбор схемы строповки
Чтобы перемещение было максимально безопасным, важно правильно определить два ключевых параметра груза: его массу и схему строповки. Под схемой строповки в данном случае понимают совокупность методов обвязки груза стропами и канатами, а также расположение точек его захвата грузоподъёмным оборудованием. При профессиональном подходе все эти данные записываются в виде чертежа, который впоследствии передаётся стропальщику. Мы же ограничимся общими правилами и самыми простыми методами строповки.
Перенос панельных блоков, заборных секций и других прямоугольных грузов из бетона должен осуществляться четырёхкрючковым захватом за предусмотренные производителем петли. На каждую петлю должно приходиться по одному стропу. В противном случае существенно повышается риск разлома панели за счёт неравномерного распределения нагрузки и создания зон повышенного напряжения.
Перенос труб, брёвен и других грузов цилиндрической формы рекомендуется осуществлять так называемой строповкой «на удавку». Для её организации один конец стропа продевают в петлю, а другой конец нанизывают на крюк грузоподъёмного оборудования. При подъёме груза строп туго затягивается, фиксируя тем самым груз на весу. Главное при таком способе строповки — это правильно определить центр тяжести, где и будет размещаться самозатягивающаяся петля.
Перемещение пачек листового металла и длинномерных грузов также осуществляется способом строповки «на удавку». В свободные петли продевают универсальные стропы УСК и при подъёме стрелы материал плотно стягивается. Важно при этом правильно рассчитать длину стропа. Она должна составлять 3/4 от длины груза, чтобы угол между стропами не превышал 90°.
Строповка единичных листов металла осуществляется, как правило, с применением эксцентриковых захватов — универсальных приспособлений, фиксирующих плоский груз при помощи одного или нескольких подвижных элементов (эксцентриков). Допускается также применение струбцин.
Способы обвязки
Обвязкой называют способ закрепления груза, при котором используются канаты или стропы без талрепов и каких-либо других закладных элементов. Различают всего две разновидности обвязки: свободную и «на удавку».
Свободная укладка применяется в тех случаях, когда необходимо транспортировать хрупкий и не очень тяжёлый груз. Однако есть одно ограничение, которое существенно сужает сферу применения такого типа обвязки. Её ни в коем случае нельзя использовать, если существует хоть малейшая вероятность смещения стропов вдоль груза. Зачастую можно предотвратить это при помощи распорок, однако далеко не всегда конфигурация груза позволяет это сделать.
При использовании метода «на удавку» груз затягивается стропами под собственным весом. С одной стороны, это удобно, но с другой — существенно повышает риск деформации. Притом корреляция между массой и вероятностью деформации прямая. Кроме того, при таком способе перемещения стропы изнашиваются намного быстрее.
Перемещение с использованием ветвевых стропов
При перемещении груза с использованием ветвевых стропов необходимо выполнять следующие условия:
захват крюками производится за все петли, размещённые на грузе (в противном случае возможна деформация или разлом);
крюки должны свободно продеваться в петли;
крюки позиционируются относительно центра тяжести перемещаемого груза;
максимальный угол между стропами не должен превышать 90°.
Материалы изготовления стропов
По материалу изготовления стропы делятся на три вида:
цепные;
текстильные;
канатные.
Текстильные — один из самых доступных, но при этом и наиболее подверженный износу вариант. К нему стоит прибегать лишь при плюсовой температуре, так как будучи промёрзшими, текстильные стропы существенно теряют в своих свойствах. Их также нужно держать подальше от открытого пламени и любых агрессивных сред. Для предотвращения механических повреждений при наличии у груза острых кромок стоит подложить под стропы защитные прокладки.
Независимо от способа строповки, настоятельно не рекомендуется работать с грузоподъёмным оборудованием при сильном ветре. Всегда соблюдайте технику безопасности и опускайте гидравлические выносные опоры крана.