Омичи усилят ледяные переправы через Иртыш инновационной геосинтетикой
05.03.2014
Специалисты Сибирской автомобильно-дорожной академии стали авторами оригинальной идеи укрепления зимников, проходящих по льду реки Иртыш. Уже в этом году опасные ледяные переправы армируют полимерными геосетками – уникальным геосинтетическим материалом, повышающим прочность и грузоподъёмность дорожного покрытия.
Обустройство ледяных переправ ведётся в соответствии со строгими стандартами – в случае плохого качества покрытия тяжёлый транспорт может провалиться под лёд. В связи с отсутствием альтернативных объездных путей для омских властей вопрос безопасности зимников на реке Иртыш встал ребром. Решением возникшей проблемы стало использование новых технологий – полимерные геосетки для дорожного строительства прекрасно выдерживают колебания температур, не боятся воды и широко используются для укрепления зимников на территории промышленных предприятий и месторождений в Сибири и на Дальнем Востоке.
Автором необычного проекта стала Ольга Якименко – кандидат технических наук из СибАДИ, предложившая предварять заливку ледяной переправы укладкой георешетки или геосетки. Инновационное решение позволяет повысить грузоподъёмность зимника на 70% и сделать его более безопасным: при проломе льда сотовидная решётка не позволит автомобилю мгновенно уйти в воду и даст пассажирам возможность спастись. Как отметила Ольга Якименко, при необходимости геосинтетические материалы могут быть уложены и поверх льда, однако такой вариант конструкции переправы позволяет улучшить её несущую способность лишь на 25%.
В целом, предложенный принцип технологии армирования зимников не нов – ещё в давние времена ледовые переправы на Руси делались на основе настилов из соломы, веток и даже деревянных брусьев. По сравнению с природными материалами, полимерная геосинтетика обладает целым рядом преимуществ – она долговечна и подходит для многоразового использования, не разрушается под действием воды и не требует больших затрат при укладке. Геосетка образует цельную структуру с высокой прочностью на разрыв, которая способна не только укрепить ледовое покрытие, но и задержать погружение в воду транспортных средств в случае аварии. Единственным недостатком технологии на данный момент является отсутствие схемы извлечения геосинтетики весной, когда таяние льда заставляет ледяные переправы постепенно разрушаться. Одним из возможных решений может стать геотекстиль – прочное полимерное полотно, с помощью которого можно создать разделительную мембрану между льдом и георешёткой.
Финансирование нового проекта будет осуществляться за счёт омских ДРСУ, а ориентировочная цена армирования одной переправы составит около 700 тыс. рублей. Власти Омской области высоко оценили предложенное ноу-хау и выразили готовность выделить средства на экспериментальное строительство зимников через реку Иртыш уже зимой 2014 года.